Центр результативного опыта
Тема работы центра результативного опыта:
«Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Актуальность выбранной темы
В конституции РФ и Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования детей с ОВЗ, его индивидуализации и дифференциации, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. А также создание условий для достижения нового современного качества образования.
Дети с ОВЗ требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование коррекционно-развивающих подходов в работе. Таким образом возникает потребность в психологической подготовке педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, а также повышении их профессиональной компетентности.
Система работы по сопровождению детей с ОВЗ в МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» четко выстроена и имеет положительные результаты: разработана учебно-методическая база и вся необходимая документация, налажена работа по взаимодействию всех участников образовательного процесса. Педагоги МАДОУ неоднократно транслировали свой опыт на различных площадках городского и областного уровня: сетевое сообщество учителей логопедов, курсы повышения квалификации, Фестиваль мастер-классов и др.
Цель:
Создание единого информационного пространства, обмен опытом, распространение успешных педагогических практик, организация формального и неформального общения на профессиональные темы, повышение профессиональной компетентности, поддержка новых образовательных инициатив.
Задачи:
1. Обобщение и трансляция собственного опыта по сопровождению ребенка с ОВЗ в ДОО.
2. Консультирование педагогов ДОО Великого Новгорода по сопровождению ребенка с ОВЗ в ДОО на теоретическом и практическом уровне.
3. Содействие в повышении профессиональной компетентности педагогов Великого Новгорода
Работа центра результативного опыта рассчитана на 3 года.
План мероприятий на 2023-2024 учебный год
25.10.2023 г. Семинар-практикум «Система работы ДОО по сопровождению ребенка с ОВЗ при реализации ФГОС»
Выступающие:
1. Дружинина Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Ребенок с ОВЗ в ДОО – что делать?» (категории детей с ОВЗ, заключение ТПМПК)
2. Ядрова Екатерина Николаевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОО» (работа психолого-педагогического консилиума в ДОО, сопроводительная документация)
13.12.2023 г. Семинар-практикум «Пойми меня!» - характеристика детей с РАС (расстройством аутистического спектра), особенности взаимодействия с ними
Выступающие:
Кокина Анна Александровна, воспитатель, тьютор МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Особенности взаимодействия с детьми с РАС. Альтернативная коммуникация, её формы»
14.02.2024 г. Семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС»
Выступающие:
1. Пархомцева Ирина Владимировна, педагог-психолог ГОБУ НОЦППМС
«Руководящий контроль как основное условие для успешного занятия педагога с ребенком с РАС»
2. Дружинина Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Логопедическая работа с детьми с РАС»
3. Кокина Анна Александровна, воспитатель, тьютор МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Тьюторское сопровождение детей с РАС»
4. Коршунова Анжелика Викторовна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Работа педагога психолога с детьми с РАС»
17.04.2024 г. Семинар-практикум «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем»
Выступающие:
1. Тюрякова Елена Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик», Коршунова Анжелика Викторовна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Психокоррекционная работа с детьми с проявлениями нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения»
2. Реклинг Юлия Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Интегрированное занятие как форма взаимодействия педагогов»
3. Николаева Анна Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Применение нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения»
Достигнутые результаты деятельности центра результативного опыта за 2023-2024 учебный год:
По итогам работы центра результативного опыта, педагогами МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» обобщен и систематизирован методический и практический опыт сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Педагоги города активно посещали мероприятия, проводимые в течение учебного года. В рамках сотрудничества специалисты ГОБУ НОЦППМС посещали мероприятия как в качестве слушателей, так и в качестве выступающих.
План мероприятий на 2024-2025 учебный год
24.10.2024 г. Семинар-практикум «Сопровождение детей с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста»
Выступающие:
1. Дружинина Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Признаки ОВЗ в раннем и младшем дошкольном возрасте»
2. Осипова Валерия Юрьевна, учитель- дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Способы взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ»
3. Алымова Римма Алексеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» «Адаптация детей с ОВЗ. Привитие культурно-гигиенических навыков»
19.12.2024 г. Семинар-практикум «Развитие общей и мелкой моторики детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста через предметно-практическую деятельность»
Выступающие:
1. Реклинг Юлия Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми с ОВЗ младшего возраста»
2. Тутаева Надежда Юрьевна, учитель-дефектолог; Бондаренко Галина Фёдоровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Взаимодействие воспитателя и учителя-дефектолога на занятиях по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
3. Герасимова Ольга Евгеньевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством использования игр с пластиковыми крышечками»
13.02.2025 г. Семинар-практикум «Развитие высших психических функций у детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста»
Выступающие:
1. Ядрова Екатерина Николаевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Особенности развития высших психических функций у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ: диагностика и коррекция»
2. Вознесенская Елена Викторовна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ через предметно-практическую деятельность»
3. Кокина Анна Александровна, тьютор МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Использование световых планшетов для развития высших психических функций у детей с ОВЗ: методы и приёмы»
24.04.2025 г. Семинар-практикум «Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Выступающие:
1. Осипова Валерия Юрьевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Начальный этап логопедической работы с детьми, имеющими нарушения понимания речи»
2. Королёва Надежда Николаевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»,
Колесник Лариса Александровна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Практические приёмы работы по запуску речи у неговорящих детей раннего и младшего дошкольного возраста»
3. Дружинина Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик»
«Преодоление поведенческих нарушений в логопедической работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Достигнутые результаты деятельности центра результативного опыта за 2024-2025 учебный год:
По итогам работы центра результативного опыта, педагогами МАДОУ «Детский сад № 9 «Журавлик» обобщен и систематизирован методический и практический опыт сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ. Разработаны памятки и презентации по исследуемой проблеме. Педагоги города активно посещали мероприятия, проводимые в течение учебного года.